УНИКАЛЬНЫЙ БЮСТ
После 1953 года, вторым роковым в советской стране стал 1956-й. Именно тогда, занявший в результате, несомненно, интриг, пост генерального секретаря КПСС Н. Хрущев выступает на ХХ съезде с докладом о культе личности Сталина. Этим самым открывая – нет, не ящик Пандоры – а настоящий вихрь, торнадо, сметавший из памяти не только наследие И.В. Сталина, но даже и упоминания о нем. И, кажется, что еще три года назад стенавшая о смерти Вождя страна, как будто «в едином порыве» принимает этот посыл: забыть, вычеркнуть из истории.
Но проходят десятилетия и правда о том, как люди относились к И.В. Сталину начинает «прорываться» наружу. Сегодня достаточно зайти в любой антикварный магазин, заглянуть на сайты, заменившие традиционные советские «барахолки», и взгляду открывается огромный ряд артефактов: от граммофонных пластинок с выступлением Отца народов до барельефов, настольных бюстов, портретов и многого другого.
Вычеркнуть И.В. Сталина из истории не получилось. Да, тогда в канун шестидесятых казалось, что люди решительно и с энтузиазмом избавляются от сталинского прошлого. А на деле, в укромные уголки прятались книги, статуэтки и подстаканники с изображением знакомого профиля, все, что было связано с именем ушедшего руководителя страны. В этом проявлялась подлинная любовь советского человека к тому, кто, как написано в Британской энциклопедии, принял страну с сохой, а оставил с атомным оружием.
Но случались и более масштабные спасения реликвий. Большинство уличных статуй и памятников, масштабных бюстов, стоявших в государственных учреждениях и на проходных заводов подвергались варварскому уничтожению. Но бывали редкие случаи, когда людям, преданным имени Сталина, удавалось спасти и спрятать даже многокилограммовые свидетельства сталинской эпохи. Их тайно, при поддержке не принимавших хрущевский волюнтаризм ответственных руководителей (начиная даже с начальника смены охраны), вывозили и закапывали в землю на частных подворьях и дачных участках.
Такой временно «захороненный» в земле бюст Вождя удалось обнаружить во втором десятке третьего тысячелетия на дачном участке барнаульца. Его удалось восстановить, поскольку время, к счастью, повредило конструкцию лишь частично. К сожалению, в узорах ткани, из которой плетется история, проследить и узнать происхождение, а также место, где этот, 200 килограммовый бюст, находился – не получилось. Зато возможно с максимальной достоверностью провести теоретический анализ и восстановить историю этого исторического артефакта.
Уникальной отличительной особенностью центрального экспоната «Сталин-Центра» является шинель И.В. Сталина, вылитая на основе оригинальной бетонной формы, с вкраплением гранитной и мраморной крошки. Такой подход однозначно указывает на авторскую работу скульптора. Барнаульский бюст Сталина – это не стандартный экспонат, а, очевидно, результат творческого подхода художника. При всем огромном желании представить его стоявшим на проходной завода, где рабочие могли видеть это лицо Сталина каждый день в начале рабочей смены, более вероятным представляется, что его местонахождением было государственное учреждение, относящееся к органам власти.
Поскольку отсутствуют любые описание и фотографии, какие бюсты Сталина были установлены в райкомах и горкоме Барнаула, других городов, самым очевидным – учитывая эксклюзивность исполнения – представляется Краевой комитет ВКП(б). Скорее всего, именно в этом здании, в котором принимались все ключевые решения сталинского развития края, и находился ныне спасенный, отреставрированный и являющийся теперь центром экспозиции барнаульского «Сталин-Центра» бюст Вождя.
И, если наши предположения правильные, то этот артефакт уникален еще и тем, что он хранит в себе не просто образ той атмосферы принятия трудных и непростых решений, определивших стремительное развитие Алтайского края в годы сталинского расцвета страны, но и «присутствие» в тех моментах, когда самые главные телефоны краевого комитета передавали голос заведующих отделов ЦК, самого Сталина, первым секретарям партийного аппарата Алтая.
В нашем исследовании мы не ставим точку. Мы делаем планомерную, тщательную работу, пытаясь найти свидетельства, воспоминания, которые или подтвердят наше предположение, или его опровергнут. И тогда мы сможем точно узнать, где находился этот бюст. А пока достоверных фактов нет и существует лишь предположение, но наиболее вероятное, подойдите к этому бюсту и «послушайте»: может вы услышите уже почти забытый дребезжащий телефонный звонок и голос с характерным грузинским акцентом: «Товарищ первый секретарь, с вами говорит Сталин».